Главная :: Новости :: 27 сентября. Первая лекция из курса по Истории художественных стилей


27 сентября. Первая лекция из курса по Истории художественных стилей

Начинаем с Античности.

Хронология.

Протоантичное искусство или минойское искусство.

3000 – 1100 г.г. до  нашей эры.

Геометрический стиль.

11 – 8  в.в. до нашей эры.

Это собственно первый этап в развитии древнегреческого искусства. В это время складываются декоративные формы с четко выраженным акцентом прямых линий. Проявился в малой пластике терракотовых и бронзовых фигурок воинов и в продукции керамических мастерских.

Архаика.

610 – 480 г.г. до нашей эры.

В это время складываются все основные типы греческих храмов, слагаются дорический и ионический ордера, скульптура абстрактных форм, так называемый дедаловский стиль. Постепенно в искусстве, большей частью в скульптуре, происходит эволюция к большему натуроподобию. Появляются типы скульптур – куросы, коры, переживает расцвет чернофигурная и краснофигурная вазопись.

Классический период распадается на три стадии:

Строгий стиль 480-450 г.г. до нашей эры.

Классика века Перикла 450-400 г.г. до нашей эры.

Поздняя классика 400-325 г.г. до нашей эры.

Это период высших достижений античной цивилизации.

Эпоха эллинизма.

325-30 г.г. до нашей эры. Со времени окончания походов Александра Македонского до падения птолемеевского Египта.

В этот период на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций, форм искусства.

Искусство Древнего Рима.

Конец 6 в до нашей эры – 476 г. н. э.  – год падения римской империи, когда Одоакр, предводитель германских племен низложил в Равенне, которая тогда была центром западной римской империи, последнего императора, малолетнего Ромула Августула.

 

 

 

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало 
— рациональное
— мера, золотая середина 
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность

ДИОНИСИЙСКОЕ начало 
— иррациональное 
— безмерное буйство 
— трагико-героическое 
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность 
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

 

 

 

 

Тринадцать культурно-исторических типов Данилевского: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, новосемитский, греческий, римский, арабский, романо-германский или европейский, перуанский, мексиканский и славянский.

 

 

Пра-символы Освальда Шпенглера:

Античность – мир: замкнутое в себе тело. Запад – бесконечное пространство, Арабский мир – мир, как пещера.

 

Словарь понятий:

 

эйдос - , вид, наружность.

мимесис – воспроизведение, подобие.

технэ - ремесло, умение, мастерство.

 

мегарон–жилой дом крито-микенской эпохи.

 

Адитон – святыня – помещение позади статуи, святилище, где находился жертвенник и скоровища

Наос – центральная часть храма.

Опистодом – отдельное помещение, примыкавшее к наосу с западной стороны. Чаще всего, там размещалось казнохранилище.

Пронаос – пространство перед наосом, огороженное двумя колоннами, а с обоков стенами – антами.

Анты – выступы продольных стен.

 

Типы храмов:

 

Храм в антах.

Простиль

Амфипростиль

Периптер

Диптер

Толос – круглый в плане.

Моноптер – состоящий только из колоннады.

Псевдопериптер.